Развитие художественных способностей дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО
«Детское творчество – сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку или другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому…»
Е.А.Флерина
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки детей к школе.
Формирование способностей к изобразительной деятельности
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов».
Целесообразно обогащать техническую сторону детского рисования. Это можно достигнуть, разнообразив способы работы, используя…
Уже известными: цветные карандаши и краски
Новые:
Графитный и угольные карандаши
Сангина
Акварель
Цветные восковые мелки.
А так же сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.
Овладение способами рисования разными материалами дает детям возможность свободно создавать образы предметов и явлений в рисунках.
Выделают 4 группы способностей к изобразительной деятельности:
1) Восприятие (образы предметов, свойства, явления окружающей действительности, иллюстраций).
2) Двигательные способности.
3) Образное мышление.
4) Воображение.
Эффективное развитие каждой из названных способностей к изобразительной деятельности обеспечивается положительным, эмоциональным отношением ребенка к изображаемому, наличием его интереса к изодеятельности
Техника рисования и ее роль в создании изображения
Цель – научить детей изображать предметы и явления как средства образного отражения жизненных впечатлений.
Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники - самостоятельная важная задача.
Техника рисования понимается художниками широко. Сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши и пр.) в соответствии с их свойствами их изобразительными возможностями. В дошкольном возрасте нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Показ взрослого выступает как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.
Русский ученый В.М.Бехтерев отводил большую роль обучению маленького ребенка умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Он подчеркивал, "чтобы изучать первоначальную эволюцию детского рисунка, необходимого с самого начала, как только развивается хватательная способность детской ручки, приучать ребенка к правильному держанию карандаша между тремя пальцами. Начиная с первых занятий в младшей группе, воспитатель обращает внимание на то, как дети держат карандаш, ножницы, как пользуются кистью, какие движения делают руками при лепке".
Формирование двигательных навыков и умений в рисовании
Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами. Для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков необходимо… единство зрительной и моторной координации. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требует доведение его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных и горизонтальных линий и д. р.). Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
Последовательность техники рисования
Мл.группа | Ср.группа | Ст.группа | Подг.группа |
•правильно держать карандаш, фломастер в правой руке; • правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать водой; • обучение приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий (кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги; • навыки сохранения движения по окружности и по прямой |
• умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью…(сохранение направленности движения, остановка движения, размах движения); • изменение направления движения |
• по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования; • соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.п.) • использование простого графитного карандаша; • впервые для рисования акварельные краски |
свободно владеют всеми умениями из других групп, новым является: • освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное; • продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш; более точно передают форму, пропорции предметов |
Без овладения техникой рисования, графическими навыками ребенок не чувствует себя свободным в изображении задуманного и выражении своего отношения к изображаемому. Овладение способами рисования разными материалами дает детям возможность свободно создавать образы предметов и явлений в рисунках. Таким образом, развитие художественных способностей не может быть без взаимосвязи техники изображения и задач. Чем точнее задача, тем качественнее техника!!!
Воспитатель Сорокина М.А.