Авторская разработка "Родная сторонка"
АННОТАЦИЯ
Социализация и развитие личности ребенка – краеугольные камни Стандарта дошкольного образования. В игре, инициированной нашим материалом, объединяющей подгруппу детей пяти-шести лет, можно создать большие возможности для коммуникативного нравственного развития. В пространстве игры возникает цепь ассоциаций с образами родной природы, а при тактичном участии старшего моделируются не только элементы игрового ландшафта, но и такие игровые ситуации, которые помогут ребенку стать добрее, инициативнее. – Помочь другу, помочь природе… Мы полагаем, что патриотическое воспитание во многом опирается на воспитание любви, нежности, восхищения к природному окружению. Игры наших детей зачастую бедны и агрессивны, «родная сторонка» (так мы и назвали материал) попадает в подобную игру в последнюю очередь.
Хороша игра «на родной сторонке» и тем, что содействует познавательному развитию – оживит экологические знания ребенка. Моделирование из отдельных блоков-образов – «модулей» развивает и творческое воображение, и пространственное. Эта интеграция необходима для старшего дошкольника, равно как и использование на новом витке предметов-заместителей.
Предлагаем фрагмент игры с материалом «Родная сторонка».
Саша (расстилая игровое поле): Так, пусть озеро – будто на лодочках поедем, еще дорогу надо, еще… (Выкладывает одновременно модули)
Таня (поспешно): Еще березовую рощу и дуб – я там будто заблужусь… Вот, я уже иду-иду (манипулирует куколкой из «киндер-сюрприза).
Саша (кладет картонные контурные лодочки на край «озера»): О! Я поеду на остров. Ах! Лодка перевернулась! Я тону! (проволочный человечек в беде).
Артем(включатся в игру, хватая пластмассовую палочку – «вертолет»): Я – МЧС! Лечу на вертолете и увидел как будто, да?
Саша: Помогите!
Таня: Я услышала. Вот, я бегу – кто кричит? Что случилось?!
Дети – вертолетчик Артем и гуляющая в лесу Таня - «спасают» Сашу – персонифицирующую его фигурку. Игра продолжается. Вертолетчик улетает. Таня предлагает развести костер. – Спасенный промок! Здесь в игру деликатно вмешивается взрослый, вооружившись фигуркой, сложенной из лего.
Воспитатель: Здравствуйте, товарищи! Я лесник. Вы не забыли, как надо туристам разводить костер?
Дети наперебой объясняют: в яме, далеко от веток, от посадок вообще.
Артем появляется с маленькой фигуркой: У меня теперь отпуск! Я тоже хочу с вами.
Таня: Я наберу ягод! (Ведет свою куколку на «Земляничную поляну» - это несъемный элемент на игровом поле)
Саша: Э! Э! Я тоже хочу!
Дети собирают ягоды, кипятят чай на костре (для костра использованы обрезки красной и желтой бумаги), а потом по «дороге» возвращаются домой (к краю поля). Возле «Могучего дуба» задерживаются: воспитатель выложил на крону силуэты птиц.
Саща: Как много птиц…
Таня: Они хорошенькие – это иволги – желтенькие такие!..
ПРИЛОЖЕНИЕ:
«Родная сторонка» - игровое поле со съемными блоками (модулями – 6 шт.) для моделирования ландшафта и организации режиссерских игр.
Цель: развивать социо-коммуникативные навыки, доброжелательное и творческое взаимодействие в процессе игры, вызывать теплые чувства к образам родной природы; упражнять в применении экологических знаний и в нравственных поступках по отношению к живой природе; развивать пространственное и творческое воображение, учить моделировать свою «родную сторонку», вводить в игру предметы –заместители (полоска картона – и лодочка, и мостик, и вертолет, который ищет заблудившихся детей).
Содержание материала:
1. Игровое поле с двумя статичными (несъемными) элементами – «Земляничная поляна» и «кустики»
2. Модули.
2.1. «Лес густой»
2.2. «Березовая роща»
2.3. «Могучий дуб»
2.4. «Дорога»
2.5. «Речка»
2.6. «Озеро с островом»
Использование материала:
Дети могут выкладывать модули
А) Все сразу
Б) Выборочно
Выкладывать модули можно
А) Внутри игрового поля
Б) Вокруг игрового поля
В) Комбинированно
Для игры требуются мелкие игрушки – фигурки людей и животных, транспорт и пр., а также предметы- заместители.
Поле можно «застроить» картонными домиками – «деревенькой», можно дополнять модули новыми.
Воспитатель Коробова М. В.